Моторное развитие новорожденного: этапы и нормы

21 августа 2024 г.
.

Моторное развитие новорожденного проходит через несколько ключевых этапов, которые включают развитие как крупной (грубой) моторики, так и мелкой моторики. Эти навыки развиваются в определенной последовательности, что позволяет ребенку постепенно овладевать контролем над своим телом. Понимание этапов и норм моторного развития помогает родителям следить за прогрессом своего ребенка и своевременно выявлять возможные отклонения. Рассмотрим основные этапы моторного развития новорожденного в первые месяцы жизни.

Первый месяц

1. Крупная моторика

  • Рефлексы: Новорожденные обладают рядом врожденных рефлексов, таких как сосательный рефлекс, хватательный рефлекс, рефлекс Моро (испуг) и шагательный рефлекс.
  • Движения конечностей: Новорожденные совершают хаотичные и резкие движения руками и ногами. Эти движения являются не координированными и рефлекторными.

2. Мелкая моторика

  • Хватательный рефлекс: При касании ладони новорожденного он автоматически сжимает пальцы в кулак.
  • Стимулирование чувствительности: Ребенок начинает реагировать на прикосновения и может слегка сжимать и разжимать кулачки.

Второй месяц

1. Крупная моторика

  • Удерживание головы: Ребенок начинает поднимать и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе.
  • Движения конечностей: Движения становятся более плавными и контролируемыми. Появляется попытка поднять голову, лежа на спине.

2. Мелкая моторика

  • Исследование руками: Ребенок начинает открывать и закрывать кулачки, может случайно дотронуться до своих рук или лица.
  • Реакция на игрушки: Ребенок начинает проявлять интерес к ярким предметам и может пытаться следить за ними глазами.

Третий месяц

1. Крупная моторика

  • Удерживание головы: Ребенок начинает уверенно удерживать голову, лежа на животе, и может поднимать ее под углом 45-90 градусов.
  • Поднятие на предплечьях: Лежа на животе, ребенок начинает подниматься на предплечьях, что укрепляет мышцы шеи и плеч.

2. Мелкая моторика

  • Распахивание кулачков: Ребенок начинает открывать кулачки и пытается захватывать предметы.
  • Реакция на игрушки: Ребенок может следить за движущимися предметами и пытаться дотянуться до них.

Четвертый месяц

1. Крупная моторика

  • Перевороты: Ребенок начинает пытаться переворачиваться с живота на спину и обратно.
  • Сидение с поддержкой: Ребенок может сидеть с поддержкой, держать голову и спину более прямо.

2. Мелкая моторика

  • Захват предметов: Ребенок начинает целенаправленно захватывать и держать игрушки, переносить их из одной руки в другую.
  • Исследование ртом: Ребенок начинает тянуть предметы ко рту, что является важным этапом сенсорного развития.

Пятый-шестой месяцы

1. Крупная моторика

  • Перевороты: Ребенок уже уверенно переворачивается с живота на спину и обратно.
  • Сидение без поддержки: К шестому месяцу многие дети могут сидеть без поддержки на короткое время.
  • Ползание: Ребенок начинает пытаться ползать, сначала на животе, а затем на четвереньках.

2. Мелкая моторика

  • Улучшение захвата: Захват становится более точным, ребенок может держать игрушку обеими руками и передавать ее из одной руки в другую.
  • Манипуляции с предметами: Ребенок начинает трясти, стучать и бросать предметы, изучая их свойства.

Седьмой-девятый месяцы

1. Крупная моторика

  • Сидение: Ребенок может уверенно сидеть без поддержки.
  • Ползание: Ребенок активно ползает на четвереньках, может подтягиваться и вставать, держась за опору.
  • Стояние: Некоторые дети начинают делать попытки стоять, держась за мебель.

2. Мелкая моторика

  • Щипковый захват: Ребенок начинает использовать пальцы для захвата мелких предметов.
  • Манипуляции с игрушками: Ребенок начинает исследовать игрушки, разбирая их на части, перекладывая их и складывая.

Десятый-двенадцатый месяцы

1. Крупная моторика

  • Хождение с поддержкой: Ребенок может ходить, держась за мебель или за руку взрослого.
  • Первые шаги: Многие дети начинают делать свои первые самостоятельные шаги к концу первого года жизни.

2. Мелкая моторика

  • Манипуляции с предметами: Ребенок может вставлять предметы в контейнеры, строить башни из кубиков, открывать и закрывать крышки.
  • Использование пальцев: Щипковый захват становится более точным, ребенок может брать и держать мелкие предметы между большим и указательным пальцами.

Моторное развитие новорожденного проходит через несколько ключевых этапов, каждый из которых характеризуется определенными навыками и способностями. Эти этапы включают развитие как крупной, так и мелкой моторики. Нормы развития могут варьироваться, и каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Важно предоставлять ребенку возможность активно исследовать мир вокруг себя, поддерживать его в попытках освоить новые навыки и консультироваться с педиатром, если возникают вопросы или тревоги относительно развития ребенка.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике