Информация для специалистов
Стандарты медицинской помощи
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 37 ФЗ № 323 стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг.
Внимание!
Номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2012 № 23010).
Стандарт медицинской помощи представляет собой алгоритм действий врача при лечении различных видов заболеваний. При этом соблюдение стандарта медицинской помощи позволяет не только оказать качественную медицинскую помощь, но и сделать ее рациональной и продуманной.
Именно стандарты медицинской помощи берутся за основу расчета реальной стоимости медицинских услуг, позволяют определить затраты на реализацию государственных и территориальных программ медицинской помощи населению, рассчитать необходимое лекарственное обеспечение этих программ, обосновать нормативы финансирования и в конечном итоге оптимизировать варианты проведения реструктуризации сети учреждений здравоохранения.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций, описывающих действия врача по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике заболеваний, помогающих врачу принимать правильные клинические решения;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи
Согласно пункту 2 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ от 25.12.2023 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядок оказания медицинской помощи – это официальный нормативно-правовой документ, в котором закреплена совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.
Иркутский городской перинатальный центр имени Малиновского С.М. в своей деятельности руководствуется следующими Порядками оказания медицинской помощи:
Клинические рекомендации
Аттестация медицинских работников
Порядок прохождения аттестации медицинскими и фармацевтическими работниками для получения квалификационной категории определен приказом Минздрава России от 23 апреля 2013 года № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее – Приказ № 240н).
Аттестация специалистов — это оценка теоритических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена. Это важная форма морального и материального стимулирования специалистов, которая направлена на совершенствование деятельности медицинских организаций и улучшение качества оказания медицинской помощи населению.
Основными задачами аттестации являются определение уровня профессиональной подготовки специалистов, выявление наиболее высококвалифицированных специалистов с целью улучшения подбора, расстановки и использования кадров, повышение персональной ответственности за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.
Предусмотрена аттестация:
— по специальностям (для специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием);
— по должностям (для специалистов, имеющих иное профессиональное образование, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность и работающих в должностях «Врач-лаборант», «Биолог», «Медицинский психолог», «Инструктор-методист по лечебной физкультуре» и др.).
Аттестация проводится по трём квалификационным категориям:
— второй;
— первой;
— высшей.
Специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:
— иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности;
— использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
— ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе;
— иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет.
Специалист, претендующий на получение первой квалификационной категории, должен:
— иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
— использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
— уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
— участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности;
— иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее пяти лет.
Специалист, претендующий на получение высшей квалификационной категории, должен:
— иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
— использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой профессиональной деятельности;
-уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
— ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности;
— иметь стаж работы по специальности (в должности) не менее семи лет.
Аттестация проводится один раз в пять лет. Присвоенная квалификационная категория действительна на территории всей Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.
При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя:
— тестовый контроль знаний;
— экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста;
— собеседование.
Квалификационный экзамен для специалистов, работающих в государственных и частных медицинских и фармацевтических организациях Иркутской области (ОГБУЗ, ОГАУЗ, ОГКУЗ, ОАО, ЗАО, ООО, ИП и т.д.) проводится в аттестационной комиссии министерства здравоохранения Иркутской области по аттестации медицинских работников и фармацевтических работников Иркутской области (далее – Аттестационная комиссия).
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ на некоторые положения приказа № 240н:
1) аттестационные документы представляются специалистами в Аттестационную комиссию НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕТЫРЁХ МЕСЯЦЕВ до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории;
2) тестовый контроль знаний и собеседование проводятся НЕ ПОЗДНЕЕ СЕМИДЕСЯТИ календарных дней со дня регистрации документов специалиста;
3) на присвоение более высокой квалификационной категории специалисты могут претендовать НЕ РАНЕЕ ЧЕМ ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории;
4) выдача на руки (направление почтовой связью иногородним) выписки из распорядительного акта о присвоении специалистам, прошедшим аттестацию, квалификационных категорий осуществляется НЕ ПОЗДНЕЕ СТА ДВАДЦАТИ календарных дней со дня регистрации документов специалиста.
Организационно-методическое сопровождение процедуры аттестации и деятельности аттестационной комиссии министерства здравоохранения Иркутской области осуществляет отдел аттестации (ведения медицинских регистров) ОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр Иркутской области».
Актуальная информация по аттестации и контакты специалистов отдела размещены на официальном сайте ОГБУЗ «МИАЦИО»: здесь и здесь.
Профессиональные стандарты
1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» (с изменениями и дополнениями)» Трудовой кодекс был дополнен статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта», в которой даны следующие определения:
- квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
- профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
2. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в действие с 1 июля 2016 года и уточнивший понятие профессионального стандарта («профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции»), законодательно закрепил критерии обязательности применения этого документа всеми работодателями без исключения.
Статья 195.3 Трудового Кодекса Российской Федерации декларирует: «Если настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями»;
«характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональном стандарте и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда».
3. Таким образом, профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, содержащий требования к образованию, опыту практической деятельности, дополнительному образованию и прочим особым условиям допуска к работе работника, а также структурированное описание содержания профессиональной деятельности в виде функциональной карты и характеристик обобщенных трудовых функций, представленных совокупностью конкретных трудовых функций, действий, умений и знаний.
Профессиональные стандарты применяются как в сфере труда, обеспечивая управляемый карьерный рост и профессиональное развитие персонала, так и в сфере образования, создавая основу для разработки программ профессиональной подготовки и выбора наиболее эффективных методов оценки результатов обучения.
Для работодателей профессиональный стандарт – это основа для определения требований к квалификации работников с учетом выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
4. Структура профессионального стандарта определена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014) и представлена четырьмя разделами:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт как характеристика квалификации описывает вид профессиональной деятельности, а не должность, как это принято в квалификационных справочниках.
Профессиональные стандарты как характеристики квалификаций отражают общую квалификационно-уровневую структуру страны, отрасли, организации.
5. Национальная рамка квалификаций является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и использует принцип классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.
Национальная рамка квалификаций представлена девятью уровнями, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (См. Приложение 1 НРК).
Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.
Для каждого уровня квалификации определены степень полномочий и личной ответственности, характер умений, знаний и основные пути достижения квалификации.
6. С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Именно с указанной даты профессиональные стандарты являются обязательными для применения всеми работодателями, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
Другими словами, если существуют иные нормативные документы, регламентирующие требования к описываемой в профессиональном стандарте квалификации, то профессиональный стандарт в части этих требований становится обязательным к применению всеми работодателями вне зависимости от формы собственности организации или статуса работодателя.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 Трудового кодекса под иными нормативными правовыми актами Российской Федерации имеются в виду нормативные указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты Банка России, иных органов и организаций, имеющих исключительные права регулирования, которыми установлены требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности (например, приказы Минтранса России, Указания Центрального Банка России, Росатома и пр.).
В приложениях 2 и 3 представлены перечни категорий и должностей работников, для которых Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации.
Логика законодательства в данном случае сводится к тому, что профессиональный стандарт является рекомендательным документом с точки зрения перечня возможных трудовых функций и работодатель вправе сам определять функционал работников и фиксировать квалификационные требования в соответствии с ним.
Существует определённый перечень профессий, который требует соблюдения специфических и обязательных норм и требований в процессе профессиональной деятельности. Эти требования закреплены самостоятельными нормативными правовыми актами, федеральными законами и учтены профессиональными стандартами. Так, например, к процессу приготовления пищи (профессиональный стандарт «Повар») нельзя допускать работника, не имеющего медицинской книжки, а к работе по организации системы безопасности труда – специалиста, не имеющего профильного образования и опыта работы (профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»).
7. Согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации, обязательность соответствия наименований должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, наступает в том случае, если Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами выполнение работ по этим должностям, профессиям, специальностям предусмотрено предоставление компенсаций и льгот либо данная деятельность имеет ограничения.
Условия предоставления льгот и компенсаций зафиксированы в Постановлении Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (ред. от 02.10.1991) «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и известны как «Список №1» и «Список №2» вредных профессий.
К категории ограничений относятся такие особые условия допуска к работе, как наличие специального образования, медицинской книжки, возраст и пол работника и пр.
Таким образом, из общего перечня профессиональных стандартов можно выделить две категории:
- профессиональные стандарты, которые в части наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним носят обязательный характер;
- профессиональные стандарты, которые применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией труда.
Необходимо отметить, что исключительно рекомендательный характер некоторых профессиональных стандартов не означает для работодателей, что можно не задумываться о переходе на новую систему профессиональных квалификаций. Политика государства и векторы развития Национальной системы квалификаций четко определены национальными регуляторами процесса. Отмена существующих квалификационных справочников (ЕТКС, ЕКС), упразднение старых и появление ряда новых профессий, внедрение системы уровней квалификаций – все это перспективы ближайшего времени. Государство достаточно четко выражает намерение сделать политику предприятий и организаций в области управления квалификациями прозрачной для общества. Профессиональные стандарты необходимо рассматривать как инструмент влияния на:
- эффективную организацию труда;
- повышение производительности труда;
- формирование кадровой политики и системы управления персоналом; совершенствование системы организации труда и его оплаты.
Таким образом, основными законодательными нововведениями, связанными с применением профессиональных стандартов, в настоящее время являются следующие тезисы:
- для того чтобы профессиональные стандарты были обязательны для применения, требования к квалификации работника должны быть установлены каким-либо иным нормативным правовым актом;
- форма собственности организации не влияет на обязательность применения профессиональных стандартов;
- профессиональные стандарты являются основой для формирования кадровой политики организации и реализации кадровых процессов;
- деятельность по введению профессиональных стандартов в практику управления персоналом должна реализовываться поэтапно на основе планов, утвержденных организациями.